Стр. 123 - 2

Упрощенная HTML-версия

123
ваться как равные в том, что связано с их человеческими каче-
ствами – достоинством, свободой, индивидуальностью.
Учитывая право человека на охрану здоровья, какие модели
отношений между медиками-профессионалами и обычными
людьми позволяют охватить эти и другие основные моральные
проблемы?
1. Модель технического типа
Одно из следствий биологической революции – возникнове-
ние врача-ученого. Нередко врач ведет себя как ученый-
прикладник. Научная традиция заключается в том, что ученый
должен быть «беспристрастным». Он должен опираться на фак-
ты, избегая всех ценностных суждений. Лишь после создания
атомной бомбы и медицинских исследований нацистов мы осо-
знали всю глупость и опасность такой позиции. Во-первых, уче-
ный, в том числе и прикладник, просто не может быть свободным
от ценностей. Каждый день он вынужден осуществлять выбор –
при определении цели исследования, при выяснении степени зна-
чимости статистических данных, при отборе из бесконечной об-
ласти опытных данных таких данных наблюдения, которые яв-
ляются «важными». И для каждого из этих форм выбора в каче-
стве обоснования необходима система ценностей. Выбор того,
что имеет «значение», что представляет «ценность», должен про-
изводиться постоянно. И это тем более верно по отношению к
прикладным наукам, в том числе и медицине. Врач, который по-
лагает, что его задача в том, чтобы предоставить все данные па-
циенту, а решение – за пациентом, обманывает себя, даже если
признать, что во всех критических ситуациях, там, где необходи-
мо сделать решающий выбор, такой образ действий был бы в мо-
ральном смысле здравым и ответственным. Более того, даже если
в процессе принятия решения врач смог бы избежать суждений
морального и иного ценностного характера, даже если бы ему
удалось на деле осуществить неосуществимый идеал свободы от
ценностных суждений, то такой образ действий был бы. оскорби-
тельным для него самого с моральной точки зрения.
2. Модель сакрального типа