Стр. 122 - 2

Упрощенная HTML-версия

122
МОДЕЛИ МОРАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ
В ЭПОХУ РЕВОЛЮЦИОННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ
Большая часть моральных проблем возникает в медицинской
практике там, где ни состояние здоровья больного, ни назначае-
мые ему процедуры сами по себе их не порождают. В повседнев-
ных контактах с пациентами преимущественно не возникает слу-
чаев в моральном плане неординарных. Для женщины, которая
пять часов проводит в клинике, ожидая с двумя плачущими деть-
ми их осмотра на грипп, сам грипп не представляет моральной
проблемы – таковой является ожидание. И когда студенты-
медики обучаются брать кровь на анализ у прикованных к посте-
ли больных из отделения кардиологии – то в действительности
моральная проблема не так связана с сердцем больного человека,
как это могло бы быть при более неординарном случае – при
трансплантации этого органа. Однако анализов крови берется ку-
да больше, чем производится операций по пересадке сердца.
Самая фундаментальная проблема современной медицинской
этики состоит в том, что охрана здоровья должна быть правом
человека, а не привилегией для ограниченного круга лиц, кото-
рые в состоянии себе ее позволить. Медицина не всегда шла по
этому пути, и тем более в наши дни она не идет по этому пути.
Однако эта норма, как моральное требование, завоевывает все
большее признание. В осуществление этого изменения свой
вклад внесли две революции: биологическая и социальная. Как
бы оскорбительно ни звучало это сейчас, но вплоть до нынешне-
го столетия охрану здоровья можно было рассматривать как рос-
кошь. Во всяком случае, настоящих выздоровлений продолжи-
тельного характера было очень мало. В наши дни благодаря ре-
волюции в биологии охрана здоровья стала весьма значимой для
«жизни, свободы и поиска счастья». Благодаря социальной рево-
люции, на деле бывшей революцией в нашем понимании спра-
ведливости, охрана здоровья стала правом каждого человека. И
если туманная фраза: «Все люди рождаются равными» что-
нибудь значит применительно к медицине, для которой не явля-
ется секретом, что с биологической точки зрения индивиды не
равны, то она означает, что люди равны с точки зрения законно-
сти их моральных требований. Индивиды должны рассматри-