Стр. 121 - 2

Упрощенная HTML-версия

121
непосредственно увязывает с идеологией либерализма, отстаива-
ющей ценности индивидуализма, приоритета частных интересов.
И эти ценности находят свое выражение в том, что в биоэтике
господствует юридическая парадигма с присущим ей акцентом на
индивидуальное моральное решение и действие с принципом ав-
тономности и уникальности личности, с приоритетом частных
интересов, прав пациента. Юридическая парадигма в биоэтике
предполагает некий «всеобщий юридический разум» – гарант ис-
тинности и объективности принимаемых моральных решений,
исток и тайну профессиональной власти медицинского сообще-
ства. Такого рода конструкция, сохранившаяся с эпохи Просве-
щения, влечет за собой определенные следствия, в частности,
возрождение единого нормативного сознания в этике, что вступа-
ет в явное противоречие с правом прецедента, господствующим в
США. Дженнингс предлагает новую модель для биоэтики –
гражданскую модель, исходящую из демократических ценностей
и концепций. Исходной фундаментальной ценностью в биоэтике
должна быть, по замыслу Дженнингса, принципиальная значи-
мость солидарности, связанности людей, их равенства в получе-
нии медицинских услуг и социальных благ, идея коммуналист-
ских интересов и целей.
Поиск новых аксиологических оснований биоэтики, таких,
как соучастие, солидарность, сострадание, сочувствие, собеседо-
вание, согласие, перестройка биоэтики на этих новых основаниях
только начинается. Следует особо подчеркнуть, что возникающая
новая парадигма мышления в биоэтике осознает опасность и ин-
дивидуализма, и коллективизма, не принимая ни патернализма,
ни мнимой коллегиальности.
(Цит. по: Огурцов А.П. Этика
жизни или биоэтика: аксиологиче-
ские альтернативы// Вопросы фило-
софии.– 1994.– №3.)
Р. Вич (США)