Стр. 120 - 2

Упрощенная HTML-версия

120
удачно назвал технико-инженерной моделью в отношениях врача
и пациента, биоэтика с самого начала провозгласила необходи-
мость нового подхода и, сформировав биоэтическое движение и
среди медиков, и среди широкой общественности, осуществила
его в реальной практике американского здравоохранения.
И одновременно биоэтика стала формой критического само-
сознания профессионального сообщества медиков, осознания
ими тех угроз, которые, как правильно отметил П. Д. Тищенко,
связаны с профессиональной властью медиков, «традиционно
предполагающей право распоряжаться телами пациентов, без-
условно преследуя благо «страдающего другого», однако мало
интересуясь мнением конкретного другого по поводу содержания
этого блага». Биоэтика, сделав предметом пристального внима-
ния и исследования многообразные формы взаимоотношений
«врач – пациент», исходила (особенно в первое десятилетие свое-
го развития) из модели коллегиальности в этих отношениях. С
этим связана и ее критика патернализма и в отношении «врач –
пациент», и вообще в системе здравоохранения, и возникновение
целого ряда альтернативных движений в медицине (например,
антипсихиатрического движения), которые усматривали в отно-
шении «врач – пациент» лишь форму властных отношений «хозя-
ев» и «их жертв».
Однако вскоре было обнаружено, что «коллегиальная мо-
дель» оказалась неадекватной для осмысления сути отношений
«врач – пациент», что требование построить систему здравоохра-
нения по этому образцу было, как говорит Р. Вич, «пустой меч-
той», что отношения «врач – пациент» асимметричны и неравно-
правны: здесь врач – решающая сторона, он представляет власть
профессиональных знаний и навыков, а пациент, сохраняя за со-
бой право личного выбора и решения, строит его на основе сове-
тов врача. Кроме того, было обнаружено, что биоэтика оставляла
без внимания социокультурный контекст существования медици-
ны и профессионального сообщества медиков, установки относи-
тельно здоровья, и профессионального сообщества медиков.
В этом отношении показательна статья Б. Дженнингса. Обра-
тившись к философским понятиям М. Фуко (дискурс, дискурсив-
ная формация), Дженнингс противопоставляет две модели в био-
этике – юридическую и гражданскую. Юридическую модель он