118
вается в учении Вернадского в том, что он связывает возникнове-
ние ноосферы с превращением человечества в единое целое. Но-
осфера объединяет в себе научный разум человечества с его
нравственным разумом и с техникой.
В учении о ноосфере разум понимается не сциентистски и не
технократически. Это прежде всего нравственный разум, вопло-
щающийся как в науке, так и в технике. Истина, красота и добро
едины в ноосфере.
Биоэтика и традиции современной американской культуры
Биоэтика сконцентрирована преимущественно на анализе от-
дельных случаев, трудных с моральной точки зрения для приня-
тия решения. Такая трактовка задач биоэтики, сводящая ее, по
сути, к изучению и описанию отдельных «казусов», неразрывно
связана, с определенными традициями американской культуры,
прежде всего с особой значимостью правовых институтов в аме-
риканском обществе.
Известно, что судебная система США основана на праве пре-
цедента, при котором не допускается общеобязательность и при-
нудительность правовой нормы и закона. Право состоит не из си-
стемы общеобязательных норм, а из некоторых правовых актов-
решений в судебных целях, которые достигаются в споре различ-
ных сторон и которые обязательны для судов низшей инстанции,
а для иных судов являются образцом решения.
Биоэтика с самого начала своего возникновения испытывает
громадное воздействие и того веса, который придается в амери-
канском обществе институту права, и специфичности этой систе-
мы как права прецедента. Это обнаруживается уже в том, что
биоэтика ориентируется прежде всего на принятие решений в тех
ситуациях, когда существуют моральные коллизии, проблемы,
трудности. Для принятия решений в случае моральных конфлик-
тов и коллизий в США создана система так называемых этиче-
ских комитетов, которые существуют в подавляющем большин-
стве американских больниц. Разрешение моральных контроверз и
коллизий достигается в ходе нередко многочасовых дискуссий
между членами комитета. В этический комитет обычно входит
лечащий врач, представители медицинского персонала и админи-