Стр. 117 - 2

Упрощенная HTML-версия

117
Увязывая этику с теорией эволюции и этологией, Филатов
проводил мысль, что человек на первых фазах эволюции унасле-
довал от животного мира норму оборонительного поведения,
эгоистическо-инстинктивное начало в поведении. Эгоизм перви-
чен в жизни животных. Эта фаза в эволюции человека подчинена
законам естественного отбора, действие которых в последующем
ослабляется. В соответствии с этим уменьшается и жизненное
значение эгоизма и увеличивается роль людей, для которых ха-
рактерны любовь к жизни и природе в целом. Для морали буду-
щего, по мнению Филатова, как раз и будет характерно повыше-
ние антиэгоистических норм морали и поведения людей, которые
«поступают так, как поступил бы заботливый хозяин жизни: ни-
чего для себя и все – для окружающего. И так как они поступают
так не в силу взятого на себя принципа, а в силу своего всеобъем-
лющего интереса к жизни, их удовлетворение постоянно». Они –
«носители объединенной, спаянной в одно целое любви ко всему
и живому и неживому». Новая мораль, которую возвещает Д. П.
Филатов, «сильна тем, что органически слита с природой челове-
ка, так, что, вытекая из одного источника с его природой, дей-
ствует как целое и не несет в себе никаких противоречий». Лю-
бовь к ближнему, на которой основывается христианская этика,
является, по мнению Филатова, лишь частным случаем этики
любви к жизни. Этика альтруизма также представляет собой
частный случай новой этики, поскольку в центре ее – не узколич-
ные интересы представителей новой морали, а интересы всех лю-
дей и, более того, всего живого на земле. Люди, принявшие эту
мораль высшего альтруистического типа, любят всю жизнь в це-
лом: «их любовь к людям есть только подробность этой общей
любви и подчинена ей, как подчинена целому». В другом месте
он называет любовь к жизни таким отношением к жизни, благо-
даря которому «достигается то полное слияние с миром, о каком
многие живущие сознательной жизнью только мечтают».
В это же самое время В.И. Вернадский разрабатывает учение
о переходе биосферы в ноосферу, т. е. сферу, созданную челове-
ческим разумом, воплощенным в науке и технике. Человек и че-
ловечество понимались Вернадским как закономерная часть ор-
ганизованности живого вещества, как закономерный этап в эво-
люции биосферы. Нравственно-этическая компонента обнаружи-