116
высшей формы – этических идеалов добра и любви. Тем самым
Н.А. Умов задает новый ориентир этике – ориентир борьбы с си-
лами хаоса, беспорядка во имя утверждения жизни. «Величе-
ственная задача гения человечества – охранение, утверждение
жизни на земле».
В 1903 г. В. Вересаев, отвечая критикам «Записок врача», пи-
сал: «Как это ни печально, но нужно сознаться, что у нашей
науки до сих пор нет этики. Нельзя же разуметь под нею ту спе-
циально-корпоративную врачебную этику, которая занимается
лишь нормировкою непосредственных отношений врачей к пуб-
лике и врачей между собою. Необходима этика в широком, фило-
софском смысле, и эта этика прежде всего должна охватить во
всей полноте... вопрос о взаимном отношении между врачебною
наукою и живою личностью. Между тем даже частичные вопро-
сы такой этики почти не поднимаются у нас и почти не дебати-
руются».
Подчеркивая, что «нет ни одной науки, которая приходила
бы в такое непосредственно-близкое и многообразное соприкос-
новение с человеком, как медицина», он видит главную задачу
этики «во всестороннем теоретическом выяснении вопроса об
отношении между личностью и врачебною наукою в тех грани-
цах, за которыми интересы отдельного человека могут быть при-
носимы в жертву интересам науки. Понятно, что это не есть спе-
циальный вопрос какой-то особенной врачебной этики, – это
большой вековечный общий вопрос об отношении между лично-
стью и выше ее стоящими категориями – обществом, наукою,
правом и т. д. Ее (медицины.–
Авт.)
тесная и разносторонняя
связь с живым человеком делает необходимым, чтобы все, даже
чисто научные вопросы решались при свете этого основного эти-
ческого вопроса». Полемизируя с теми врачами, которые во имя
прогресса медицинской науки допускали возможность экспери-
ментов на людях и ограничение их прав, Вересаев особо под-
черкнул: «вопрос и о правах человека перед посягающею на эти
права медицинскою наукою неизбежно становится коренным,
центральным вопросом врачебной этики».
В 1940 г. выдающийся советский биолог Д. П. Филатов начи-
нает писать работу «Норма поведения, или мораль с естественно-
исторической точки зрения».