Стр. 115 - 2

Упрощенная HTML-версия

115
ствознании теорий. Представителей этого направления этики
жизни объединяет стремление осмыслить жизнь как природно-
исторический феномен и обосновать этику из идеи борьбы со
смертью.
Наиболее известным представителем этого направления в
начале XX в. был Н.А. Умов – выдающийся русский физик.
В своих статьях – «Agaph»
,
«Недоразумения в понимании приро-
ды», «Задачи техники в связи с истощением запасов энергии на
земле», «Культурная роль физических наук» Н. А. Умов развива-
ет комплекс идей, обосновывающих этику жизни. Он исходит из
того, что жизнь специфична по своей организации и для ее по-
стижения недостаточно физикалистских понятий и методов. Спе-
цифика жизни заключается в ее анти-энтропийности, в том, что
всегда связана с борьбой с тем, что Умов называет «нестройно-
стью». Этот термин по своей сути тождествен тому, что в совре-
менной физике называют хаосом, неорганизованностью, беспо-
рядком. По словам Умова, «нестройность есть то вероятное со-
стояние, к которому стремится неорганизованная природа.
Напротив, стройность движений есть основа организованной ма-
терии... Картину превращения нестройности в стройность пред-
ставляет и историческая жизнь человеческого общества... При-
рожденные нам стройности заключают уже в себе элементы эти-
ки».
Н.А. Умов проводит мысль о том, что этика должна основы-
ваться на осмыслении специфичности – жизни, что этика нераз-
рывно связана с естествознанием: «Погружение мысли исключи-
тельно в область узкочеловеческих интересов приводит к нрав-
ственной беспомощности при неудовлетворенности жизни». Со-
храняя ориентацию на науку, на естествознание (высоко оцени-
вая, в частности, значение теории эволюции Дарвина), Н.А. Умов
настаивает на том, что основная цель этики – в стремлении
устранить бедствия человеческой жизни с помощью деятельного
вмешательства в жизнь природы, в превращении хаотических сил
природы в организованные, «стройные». Он выдвигает новую за-
поведь новой этики: «Твори и созидай на основе научного зна-
ния». Этические идеалы не противопоставляются жизни, они
должны быть выведены из жизни, из первичных форм стройно-
стей, существующих в органической жизни и развивающихся до