113
условия и требования к здоровью, постоянно создаются новые
медицинские технологии и услуги, меняется образ жизни людей,
могут измениться и представления отдельного человека о здоро-
вье.
Таким образом медицинская наука – это сложный коктейль,
точнее смесь, из самых разных типов медицинских знаний, преж-
де всего опытных. Поэтому ни о какой прозрачности человека и
его болезней не может быть речи. Это иллюзия, порожденная са-
мим медицинским дискурсом.
(Цит. по: Философия здоровья/
отв. редактор А.Т. Шаталов. – М.,
2001.)
А.П. Огурцов
ЭТИКА ЖИЗНИ ИЛИ БИОЭТИКА:
АКСЕОЛОГИЧЕСКИЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ
Формирование биоэтики обусловлено грандиозными измене-
ниями, которые произошли в технологическом перевооружении
современной медицины, кардинальными сдвигами в медикокли-
нической практике, которые нашли свое выражение в успехах
генной инженерии, трансплантации органов, биотехнологии,
поддержании жизни пациента. Все эти процессы обострили мо-
ральные проблемы, встающие перед врачом, перед родственни-
ками больных, перед медицинским персоналом.
Биоэтика как исследовательское направление междисципли-
нарного характера сформировалось в конце 60-х – начале 70-х гг.
Термин «биоэтика» предложен В. Р. Поттером в 1969 г. Трактов-
ка весьма разнородна. Прежде всего, биоэтику пытаются отожде-
ствить с биомедицинской этикой, ограничив ее содержание эти-
ческими проблемами отношений «врач – пациент». Существует и
более широкое понимание биоэтики, включающее в себя ряд ак-
сиологических проблем профессиональной деятельности, смеж-
ной с врачебной, ряд социальных проблем, связанных с система-
ми здравоохранения и, наконец, проблем, относящихся к отно-
шению человека к животным и растениям.