Стр. 109 - 2

Упрощенная HTML-версия

109
лечении. Архаические люди считали, что человек и все живое об-
ладают душой, а болезнь – это временный уход души из тела.
Чтобы человек выздоровел (то есть его душа вернулась на свое
место), нужно, думали они, создать для души комфортные усло-
вия (согреть тело, если душа вышла, потому, что замерзла, охла-
дить – если душе сделалось жарко, дать любимую еду – лекар-
ство, упросить – заклинание и прочее).
Характерно, что анимистическое представление болезни и
современное, научное понимаются сходно – как отклонение от
нормального состояния, которое и определяется как “здоровье”.
Соответственно выздоровление – это возвращение к нормально-
му состоянию, осуществляемое с помощью “специалиста”, не-
важно, кто выступает в его качестве – шаман, жрец или дипломи-
рованный врач. При этом “медицинская помощь” подразумевает
применение особой технологии – лечения, направленной на тело
или психику (душу) больного. Предполагается, что последний
должен прежде всего не мешать врачу, который, подобно автоме-
ханику, ищет в машине поломку. Д. Витулкас формулирует этот
подход так:
– “больной рассматривается как пассивный объект вмешатель-
ства, желательно без помех или сопротивления, поскольку
доктору лучше знать”.
– “больной рассматривается как отказавший механизм, и рабо-
та клиники или больницы заключается в том, чтобы “класси-
фицировать, ограничить и сделать неподвижным “больного”.
Нетрудно указать на достоинства медицинского дискурса.
Это прежде всего – рациональное объяснение заболевания и воз-
можность выработать стратегию лечения. Говоря в данном слу-
чае о рациональном объяснении, я имею в виду любой тип раци-
ональности, а не только научную рациональность. В рамках ар-
хаической культуры анимистическое осмысление явлений было
не менее рациональным, чем в нашей культуре – научное. Меди-
цинский дискурс опирается на знания (магические, опытные,
научные), позволяющие врачу видеть человека насквозь. Други-
ми словами, медицинские знания делают пациента, так сказать,
“прозрачным”, естественно не в оптическом отношении, а позна-
вательном (назовем эту установку “принципом прозрачности”).
Наконец, медицинский дискурс дает возможность широко ис-