110
пользовать не только знания (науку), но и технику (технику как
средство лечения и протезирования – очки, искусственные орга-
ны и прочее). В определенном отношении технология – душа ме-
дицинского дискурса.
Однако медицинский дискурс не свободен от серьезных не-
достатков. Медицинское лечение не всегда эффективно: как пра-
вило, возникают незапланированные негативные последствия,
довольно часто врач не достигает намеченной цели, его действия
могут привести даже к смерти больного. Еще в самом начале XIX
в. создатель гомеопатии Самуэль Ганеман выступил с резкой
критикой медицинского дискурса: “Она (старая школа), – писал
Ганеман, – считает наружные поражения исключительно мест-
ными, существующими независимо и напрасно полагает, что из-
лечивает их, устраняя эти поражения при помощи наружных
средств таким образом, что вынуждает внутреннее поражение
проявиться в какой-либо более значимой и важной части тела... И
тем не менее, всем этим вредным процедурам обычный врач ста-
рой школы может найти объяснение, хотя они и обосновываются
только на далеко идущих выводах его книг и учителей или на ав-
торитете того или иного признанного врача старой школы”.
Духовно-экологический дискурс.
С. Ганеман, как известно, не ограничился только критикой
медицинского дискурса. Он намечает совершенно другой подход,
предлагая рассматривать заболевание не как патологическое от-
клонение от нормального состояния организма, а как “изменения
в состоянии здоровья здорового индивидуума”. Хотя Ганеман и
предлагает определенное объяснение гомеопатического принци-
па лечения, он одновременно подчеркивает, что здесь важнее
опыт, чем “научное объяснение”, другими словами, фактически
отказывается от “принципа прозрачности”. Способ гомеопатиче-
ского исцеления по Ганеману обусловлен стимуляцией (своеоб-
разной настройкой, которую Ганеман называет “искусственной
болезнью”) человека в целом (то есть, включая приведение в осо-
бое состояние его духа, “духовного двигателя”); обусловленное
такой стимуляцией движение (жизнедеятельность) и приводит к
исцелению. “Внутри человека, – пишет Ганеман в знаменитом
“Органоне врачебного искусства”, – нет ничего патологического,
что подлежало бы лечению, и не существует видимых болезнен-