Стр. 96 - 2

Упрощенная HTML-версия

96
отказа от жизни, но своеобразный метод возвращения к самой
жизни,
живому.
Поясните, в чем особенность нигилизма Ницше?
Провозглашая «смерть Бога», Ницше открывает (вслед за
Шеллингом) «дионисийский дух», как основание мира, по отно-
шению к которому мышление человека оказывается проявлением
«духа Аполлона». Обращаясь к рекомендованной литературе,
рассмотрите обозначенные Ф. Ницше, два начала и сравните их
между собой. Поясните, как эти начала раскрывают перед нами
феномен жизни. Обратите внимание на то, что используя такие
понятия как «сверхчеловек», «вечное возвращение» и «воля к
власти» Ницше раскрывает фундаментальные характеристики то-
го, что мы называем
живым
(и в отношении человека, и в отно-
шении мира). Объясните, что такое
живое
для Ницше?
Проблема подлинно живого имеет место и в критическом от-
ношении Ницше к христианству. Поясните, почему критика ме-
тафизики оказалась связана для философа с критикой христиан-
ской морали (как истоке традиционных ценностей), которой
Ницше осмеливается противопоставить этику «по ту сторону
добра и зла».
Семинарское занятие № 2
1.
Направляя свою критику против «спекулятивной филосо-
фии», «классической метафизики», С. Кьеркегор – «датский Со-
крат», как Л. Фейербах и К. Маркс смотрит на мир «глазами че-
ловека», через его естественное существование как самоосу-
ществление. Последнее для Кьеркегора раскрывается как уни-
кальное, полное противоречий, случайностей и неожиданностей,
полное страха и отчаяния свое бытие – экзистенция.
Экзистенция, экзистенциальная реальность – это та реально-
стью, к которой только и имеет отношение человек. С экзистен-
цией у Кьеркегора связано понятие «субъективной истины», в
основе которой – переживание подлинности собственного суще-
ствования. Поясните, почему именно экзистенция оказывается
определяющей для Кьеркегора; рассмотрите стадии «самоосу-
ществления» человека – эстетическую, этическую и религиозную.
Поясните, почему «подлинная экзистенция» возможна именно
как вера в Бога. Обратите внимание на то, что сама вера (христи-