Стр. 95 - 2

Упрощенная HTML-версия

95
Подумайте, как изменилось отношение и понимание челове-
ком самого себя, своего места в мире в результате достижений
научного знания в XIX веке. Какие мировоззренческие послед-
ствия имела теория эволюции; какие идеи, характерные для «клас-
сической философии», она подвергла сомнению? Изменилось ли
представление о природе человеческого разума и его возможно-
стях?
2.
С точки зрения многих авторов, А. Шопенгауэр является
тем мыслителем, который «сделал
первый,
но вполне определен-
ный шаг в сторону неклассической философии». Проявляется
этот шаг в том, что философ принимает за основу мира скрытое
ноуменальное
по своей природе начало – Мировую волю. Что го-
ворит Шопенгауэр о сущности Мировой воли; как обосновывает-
ся ее
иррациональность
? Исходя из этого, поясните, почему че-
ловеческая жизнь в своей основе есть страдание, а жизнь как та-
ковая есть отрицание самой себя. Определите, чем оценка, кото-
рую дает А. Шопенгауэр разуму человека, отличается от оценки,
характерной для «классической» мысли.
Указывая на то, что человек оказывается существом несво-
бодным в жизни, Шопенгауэр все же видит для него возможность
высвобождения. Почему искусство и аскеза могут привести к
преодолению воли в себе? Чем отличаются друг от друга два этих
пути?. Поясните, в чем выражается пессимистичность оценки А.
Шопенгауэра мира и человека.
Обратите внимание на то, что для постклассической филосо-
фии был характерен поиск языка, адекватного самой реальности
мира и способного преодолеть абстрактность классических кате-
горий. В этом А. Шопенгауэру помогает его обращение к идеям
восточной философии и использование ряда ее понятий. О каких
понятиях идет речь? Какое значение для философии А. Шопен-
гауэра они имеют?
Что нового о мире и о человеке смог сказать А. Шопенгауэр?
3.
Поясните, почему своеобразное отрицание жизни в фило-
софии Шопенгауэра стало проявлением отрицания традиционных
метафизических принципов и традиционных ценностей, которые
с ними связаны. Ф. Ницше продолжает этот путь, но идет дальше
Шопенгауэра, поскольку его нигилизм это не просто протест и