94
•
составить представление об особенностях постклассической
философии
•
рассмотреть основные направления, проблематику и позна-
комиться с представителями философской мысли первой по-
ловины ХХ века
•
рассмотреть основные проблемы и идеи философской мысли
конца ХХ века
М
ЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Семинарское занятие № 1
1.
Традиционная, так называемая, «классическая филосо-
фия», претендовала на абсолютный характер своего знания, кото-
рое считалось более фундаментальным, чем естественнонаучные
теории. Для классической философии характерен примат всеоб-
щего над индивидуальным, именно всеобщее оказывалось бази-
сом последнего. Критика же гегелевской теории была связана с
обоснованием и защитой индивидуального перед всеобщим, с
раскрытием
естественных
(
как не метафизических
) оснований
существующей действительности (Л. Фейербах, К Маркс). Назо-
вите причины, вызвавшие интерес ко всему
естественному
.
«Фактом» реальности оказывается не Дух, не Абсолютная
идея, а человек и его чувства, его
естественное существование
,
его производственно-трудовая деятельность. Поиск подобных
«фактов» стал своеобразным отказом от постулирования в каче-
стве единственной реальности – реальности познающего мышле-
ния. Это породило интерес к «нерациональному», выходящему за
границы рационального, не умещающемуся в доводах рацио-
нального объяснения, к желанию «найти какую-то вне разума
лежащую действительность». Показательно в данном случае сле-
дующее высказывание, демонстрирующее «новый» взгляд на по-
нимание познания: «глубокомыслия может достичь лишь чело-
век, глубоко чувствующий». Не Дух, а Природа; не разум и
наука, а чувства и искусства; не знание, а представление; не по-
степенное поэтапное развитие, а «вечное возвращение»; не аб-
страктные истины, а непосредственное переживание – таковой
предстает реальность жизни, требующая своего переосмысления.