87
го материализма», рассмотрите, с чем связывает Фейербах пре-
одоление отчужденного состояния человека, и какое место в этом
он отводит любви.
2.
Проблема человека и его природы становится так же пред-
метом размышление другого крупного философа К. Маркса.
Вслед за Гегелем
, но вопреки Л. Фейербаху, К.
Маркс понимает
человеческую сущность как сущность историческую
: человек
является «продуктом» исторического развития общества. Что вы-
ступает движущей силой этого развития; благодаря чему человек
«порождает сам себя» и
отчуждается
от своей сущности? Обра-
тите при этом внимание на то, что Гегель рассматривает отчуж-
дение с «положительной стороны». Поясните, почему.
«Отрицательная» сторона отчуждения как религиозного от-
чуждения была раскрыта Фейербахом. Вспомните, с чем она бы-
ла связана. К. Маркс же видит причину самого религиозного от-
чуждения в экономическом отчуждении, придавая при этом осо-
бое значение процессу исторического развития. Иначе говоря,
вслед за Гегелем, Маркс понимает сущность человека как обще-
ственно-историческую; чем эта позиция отличается от позиции
Фейербаха?
Внимание Маркса к социально-экономической сфере многие
авторы связывают с изменениями, которые в ней происходят в
середине XIX века. Речь идет о складывании капиталистических
отношений. Назовите причины, заставившие Маркса обратиться
к проблеме капиталистического общества.
Позиция Маркса материалистична, поскольку решающую
роль в процессе исторического развития он отводит экономиче-
ским факторам. Исходя из этого, объясните, чем диалектический
метод Маркса отличается от диалектического метода Гегеля? По-
ясните, как сфера экономики (базис), включающая в себя произ-
водственную деятельность человека влияет на сферу политики,
на социальную и духовную сферы жизни общества. Что является,
по Марксу, реальной основой истории и одновременно сущност-
ной способностью человека?
Исторический процесс предстает в виде стадий общественно-
экономического развития. Обращаясь к учебной литературе, рас-
смотрите, какие стадии выделяет Маркс. Как связаны стадии со
способом производства? Поясните роль производительных силы,