88
производственных отношения в историческом процессе. Обратите
внимание на то, с чем связывает Маркс возможность преодоления
экономического отчуждения. Как разрешается К. Марксом пробле-
ма соотношения свободы и необходимости в процессе историче-
ского развития. Каков, с точки зрения Маркса, критерий прогресса.
Определите сильные и слабые стороны социально-
исторической концепции К. Маркса.
П
РОБЛЕМНЫЕ ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Можно ли согласиться с утверждением Ф. Энгельса о том,
что, критикуя гегелевский идеализм, Фейербах «вместе с
грязной водой выплеснул и ребенка»?
2. Л. Фейербах предпочитал именовать свое учение «реальным
гуманизмом». Как Вы думаете, почему именно так о своем
учении говорил философ?
3. Прокомментируйте суждение К. Маркса о том, что «филосо-
фы лишь различным образом объясняли мир, но дело заклю-
чается в том, чтобы изменить его». Можно ли согласиться с
К. Марксом?
4. Можно ли увидеть в марксовой критике религии, ее социаль-
ных корней, «рациональное» зерно? Ответ поясните.
5. Можно ли согласиться с К. Поппером, который, говоря об иде-
ях К. Маркса, подчеркивал, что «нравственный порыв, желание
помочь угнетенным, стремление освободить бессовестно экс-
плуатируемых, несчастных рабочих склоняли его к социализ-
му… . Именно в этом нравственном порыве заключен секрет
воздействия его учения… . Он хотел улучшить общество, а
улучшение для него означало больше свободы, больше равен-
ства, больше справедливости, больше безопасности, более вы-
сокий уровень жизни и – в особенности – сокращение рабочего
дня, которое сразу дает некоторую свободу».
6. Что нового, по отношению к гегелевскому пониманию исто-
рического процесса, вносит К. Маркс?
7. Как бы Вы прокомментировали слова Л. Фейербаха: «Моей
первой мыслью был Бог, второй – разум, третьей и последней
– человек».