Стр. 86 - 2

Упрощенная HTML-версия

86
М
ЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1.
Хотя учение Гегеля в начале XIX века было достаточно
популярно, оно не оставалось
единственным.
Уже при жизни Ге-
геля его учение было подвергнуто критике – Шлегелем, братьями
Гумбольдт, Гёте, Шеллингом, Шопенгауэром. Чем было вызвано
подобное критическое отношение?
Вместе с тем и внутри гегелевской школы постепенно возни-
кали новые идеи. Л. Фейербах признаваясь, что «благодаря Геге-
лю… осознал самого себя, осознал мир», позже (1839г.) заметит:
«Гегель начал с бытия, с понятия бытия… так почему бы не
начать с самого бытия, т.е. реального бытия?». Назовите причины
критического отношения Фейербаха к системе гегелевского иде-
ализма и причины его интереса к религии. Поясните, почему че-
ловек интересует Фейербаха, прежде всего, как телесное, чув-
ственно – природное существо. Обратите внимание на то, как
Фейербах понимает природу. Чем отличается понимание челове-
ка Фейербахом, от понимания человека и его сущности Гегелем?
Антропология Фейербаха включает в себя проблему «родо-
вой сущности человека» и критическое осмысление религии хри-
стианства. Поясните, в чем состоит суть антропологической про-
блемы, если «божественная сущность человека есть духовная
сущность человека, которая, однако, обособляется от человека и
представляется как самостоятельное существо». Почему «то, что
человек думает о Боге – это осознание человеком самого себя»?
Как стало возможно, что «божественная сущность… обособляет-
ся от человека и представляется как самостоятельное существо»?
Обратите внимание на то, что к сущностному свойству чело-
века Фейербах относит так называемое «религиозное чувство»,
которое есть, по его мысли, особое высшее чувство или
любовь
.
Поясните, почему без любви философ не мыслит человека. При
этом, важно, что любовь, по Фейербаху, является основой
под-
линной
религии. Содержанием последней оказывается сердечное
общение Я и ТЫ. Поясните, в чем сущность данного общения?
Таким образом, Фейербах отличает
подлинную
религию и рели-
гию как особую идеологию: критикуя одну, он утверждает дру-
гую, и вместе с тем он говорит о человеке, его природе. Обраща-
ясь к учебной литературе, раскройте понятие «антропологическо-