79
Шеллинга), лежащие в основе обоснования данной идеи, не поз-
воляли прийти к завершенности. Поэтому задача, перед которой
стоит Гегель – осуществить «возвышение единичного до всеоб-
щего», осуществить переход от единичного, конкретного субъек-
та познания (от частного) ко всеобщему, к субъекту познания как
активному всеобщему началу. Но осуществить этот переход не
через их гомогенное единство, а через «снятии этих двух проти-
воположенностей». Объясните, в чем состоит сущность понятия
«
снятие»
в гегелевском понимании как «устранения-и-
сохранения».
2.
Прежде всего, необходимо раскрыть сущность и гносеоло-
гическую роль главного принципа гегелевской философии. Речь
идет о том, что основой построения гегелевской системы стано-
вится принцип тождества мышления и бытия. В чем состоит осо-
бенность данного тождества, абсолютно ли оно? Благодаря чему
из этого тождества Гегель выводит реальность процесса разви-
тия, понятого как процесс
саморазвития
? Подумайте, что может
объяснить нам подобный взгляд на сущность процесса развития?
Обратите внимание на то, что Субъект (активное всеобщее нача-
ло) обозначен Гегелем как Дух/Абсолют.
В «Науке логике» представлена суть спекулятивного метода,
позволяющего познать и выразить процесс саморазвития – метод
восхождения от абстрактного к конкретному посредством опре-
деленного развертывания категорий/понятий (диалектическая ло-
гика). Категории являются орудием разумного познания. Объяс-
ните, в чем проявилась «новизна» гегелевской диалектики? Что
отражает собой созданная система категорий, как она соотносит-
ся с существующей реальностью? Поясните, что такое панло-
гизм; характерен ли он для диалектической логики Гегеля?
Обращаясь к рекомендованной учебной литературе, рассмот-
рите систему категорий, обратите внимание на исходную катего-
рию – «чистое бытие» и на значение категории «противоречие» в
логике Гегеля. Объясните, почему диалектика становится тем ме-
тодом, благодаря которому философия оказывается «абсолютным
знанием».
Утверждая, что реальность есть Субъект, это «есть» раскры-
вается как процесс саморазвития, Гегель впервые обращается к
историчности процесса развития. Что является целью саморазви-