78
М
ЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1.
Приступая к рассмотрению философской системы Гегеля,
необходимо помнить, что она была связана со многими философ-
скими проблемами, которые были поставлены такими немецкими
философами, как – И. Кант, И. – Г. Фихте, Ф. Шеллинг. В центре
внимания мыслителей –
познающее мышление
, которое фактиче-
ски является «демиургом бытия и занимает место Бога». Гегелю
удалось с максимальной полнотой показать самопознающий ра-
зум, рефлексивно осваивающий свои глубины и выводящий от-
носительно себя существование всего (природы, человека, обще-
ства, истории).
Впервые такое отношение к человеческому разуму заявляет
Р. Декарт: мыслящий субъект – вот основа познания и критерий
истинности существования мира. Как позже скажет сам Г. Гегель:
«у Картезия видим самостоятельное философское учение, знаю-
щее, что оно имеет свой источник в разуме и что самосознание
есть существенный момент истины. Философия, вступившая на
свою собственную, своеобразную почву, всецело покидает в сво-
ем принципе философствующую теологию, отводит ей место по
ту сторону себя». Поясните, как данное изменение повлияло на
то, что философия начала претендовать на статус
строгой
наукой
(т.е. философское знание должно быть подчинено строгой систе-
ме, иметь свой предмет, свой метод, благодаря чему ее знание
может быть достоверным). Что в этом случае становиться соб-
ственным предметом философского знания? Именно философия
как строгая наука будет интересовать немецких мыслителей, в
том числе и Гегеля.
Среди задач, стоящих перед философским знанием после
И. Канта – преодоление «вещи в себе». Подумайте, чем объяс-
нить актуальность и значимость этого «преодоления»?
Разрешение поставленной задачи такими мыслителями, как
Фихте и Шеллинг было связано с обоснованием существующей
реальности
в качестве
субъекта
, но субъекта, понятого не как
конкретный единичный человек, а как некое
активное всеобщее
начало
. Иными словами, перед нами
обоснование тождества
бытия и мышления
. Однако метод и принципы (Я самополагаю-
щее себя через не-Я у Фихте; тождество субъекта и объекта у