80
тия Духа? Как связаны друг с другом процесс саморазвития Духа
и
самоотчуждения
Духа? Обратите внимание на то, что отчуж-
дение происходит сначала в природе, затем в истории. В этой
связи, поясните, что есть природа по отношению к Духу? Данная
последовательность определяет структуру гегелевской системы,
отображенной в работах: «Философия духа», «Философия приро-
ды» и «Философия истории». Исходя из этого, общая схема раз-
вития Духа может быть представлена так: Дух – природа – субъ-
ективный дух – объективный дух – Абсолютный Дух.
Рассмотрите содержание понятий Субъективный дух, Объек-
тивный дух, Абсолютный дух. Важно, что каждое понятие отра-
жает ступень саморазвития Духа. Каждая ступень включает в се-
бя последовательно сменяющие другу друга формы. Поясните,
как в процессе саморазвития Духа происходит переход от одной
ступени к последующей. Какое место в этом процессе Гегель от-
водит человеку? Обратите внимание, как Гегель обосновывает
Историю как процесс саморазвития духа Гегель рассматрива-
ет в «Философии истории». Рассмотрите три этапа в мировой ис-
тории, выделенных Г. Гегелем. Поясните, почему Гегель утвер-
ждает, что история – это «прогресс в осознании свободы». В чем
состоит «хитрость Мирового Разума», проявляющаяся в истории?
П
РОБЛЕМНЫЕ ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Поясните гегелевское определение души как того, что есть
«нечто всепроникающее, а не что-то, существующее только в
отдельном индивидууме. Ибо… она должна быть понимаема,
как истина, как идеальность всего материального».
2 Что позволило Гегелю утверждать, что история начинается
лишь с появлением государства и «завершается» установле-
нием «истинного государства»?
3. Сравните между собой понимание феномена нравственности
И. Кантом и Г. Гегелем. В чем причина различия позиций
этих двух мыслителей? Какая позиция ближе Вам, почему?
4. Как бы Вы прокомментировали слова Гегеля: «То, что в моих
книгах принадлежит лично мне, ошибочно».
5. Вставьте пропущенные элементы гегелевских триад: