Стр. 70 - 2

Упрощенная HTML-версия

70
дений разума, приходит к выводу, что часть из них носит харак-
тер синтетических априорных суждения. Поясните, в чем состоит
сущность этих суждений и каково их значение для научного зна-
ния. Почему Кант, опираясь на анализ математических суждений,
считает возможным «реабилитировать» разум и выявить объек-
тивные основания процесса познания? Как вы понимаете задачу,
которую ставит перед собой И. Кант –
заново
определить, «что
же мы знаем?».
Важно помнить, Кант не связывает понятие объективности
знания со знанием подлинной природы вещей. Объективное зна-
ние – это знание, которое является всеобщим и необходимым от-
носительно природы самого разума. Уже не отдельный субъект
или объект в отдельности рассматриваются в качестве отправной
точки познания, но
«трансцендентальный субъект»
, в основе по-
знавательной практики которого лежит нечто
трансценденталь-
ное
. Что объясняет нам понимание субъекта процесса познания
как «трансцендентального субъекта»? Поясните, чем отличается
понятие трансцендентальное, которое использует Кант, объясняя
специфику процесса познания, от понятия трансцендентное?
2.
И. Кант излагает теорию познания нового типа в своей ра-
боте. «Критика чистого разума». Новизна позиции философа
оценивается как «коперниканский переворот» в сфере познания.
Поясните, в чем состоит сущность данного «переворота», что но-
вого о разуме, о его познавательной деятельности говорит фило-
соф? (См.: Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к
современности/ В.Ф. Шаповалов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.
С. 218-220; Гулыга А.В. Немецкая классическая философия/
А.В. Гулыга – М.: Рольф, 2001. С. 57-58). Почему позиция Канта
обозначена именно как
«коперниканский
переворот»?
Процесс познания Кант связывает с взаимодействием чувств
– рассудка – разума. Научное познание – это
синтез
чувственно-
сти и рассудка, а сам рассудок Кант наделяет силой «продуктив-
ного воображения», благодаря чему рассудок создает и использу-
ет понятия в конкретных случаях (какие понятия выделяет Кант).
Чтобы раскрыть взаимодействие данных чувств и рассудка, рас-
смотрите априорные формы познания: в чем их особенность и
значение в отношении данных органов чувств? Поясните, в чем
состоит функция разума, с чем он имеет дело в процессе позна-