69
•
прояснить сущность «коперниканского переворота» в сфере
познания и в сфере этики
•
рассмотреть основные идеи этики И. Канта
•
выявить отличие модели познания, сформировавшейся в
рамках эмпиризма и рационализма, от модели познания,
предложенной И. Кантом
•
познакомиться с основными понятиями кантовской филосо-
фии
М
ЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Семинарское занятие № 1
1.
Философская позиция И. Канта не может быть понята, ес-
ли не обратиться к той интеллектуальной задаче, которая была
поставлена в споре рационализма и эмпиризма. Вспомните, в чем
состояла эта задача, была ли она окончательно решена.
Особое значение для данного спора и для И. Канта приобре-
тает позиция Д. Юма (скептицизм), который указал – любое че-
ловеческое знание оказывается на деле лишь
мнением,
лишенным
объективности и достоверности. Разум, по мысли Юма, не имеет
доступа к существующему миропорядку, и наше знание основано
лишь на особенностях работы нашего разума (его «психологиче-
ских привычках»). Даже опираясь на заключения опыта, разум не
может высказать суждение о подлинной природе вещей. Однако
достижения И. Ньютона в физике (Кант так же занимался науч-
ными исследованиями) было неоспоримым доказательством воз-
можности знания.
Подобный дуализм требовал примирения результатов есте-
ствознания с доказательством того, что опыт не может быть ос-
нованием подлинного всеобщего знания, а между тем, именно
опыт, оказывался необходимым «элементом» науки.
Условием достижения истинного знания для рационалистов
являлось использование математики и логики в процессе позна-
ния. Поясните, почему. Однако Д. Юм подвергает сомнению объ-
ективность знания, основанного на выводах математики и логи-
ки. Кант, исследуя сущность математических суждений, как суж-