61
Бэкон для новой опытной науки, есть метод «усовершенствован-
ной индукции». Поясните, чем данный метод отличается от так
называемой «популярной индукции», за что он ее критикует?
Важно для понимания философской позиции Ф Бэкона его
представление о четырех видах «идолов», раскрывающее причи-
ны несовершенства восприятия человеком существующей дей-
ствительности и обосновывающее, таким образом, необходи-
мость эксперимента в процессе познания. Подробно рассмотрите
четыре типа «идолов» и способы их преодоления. Что говорит
Бэкон о том, можно ли человеку вообще избавиться от идолов?
Сохраняется ли значимость бэконовского исследования «идолов»
для современных научных исследований? Обратите внимание на
то, что для Бэкона важно сочетание чувственного опыта и разума
в процессе познания. Об этом говорит его классификация типов
ученого: муравья, паука, пчелы. Рассмотрите характеристики
каждого из них и сравните их между собой. Какой из указанных
типов соответствует целям и задачам
новой
науки?
Кроме разработки метода, Ф. Бэкон осуществил новую клас-
сификацию наук. Какое место и значение он отводил медицине в
системе знаний? Что он говорит об особенности медицинского
знания?
Объясните, почему роль, которую сыграла методология Бэк-
она, может оцениваться как общий ориентир для развития фило-
софии и науки XVIII – XIX вв.?
Семинарское занятие № 2
1.
Крупнейший представитель рационализма Рене Декарт
(1596-1650) не только известный французский философ Нового
времени, но и математик. Поясните, как увлеченность математи-
кой может быть связана с критическим отношением и сомнением
философа в достоверности эмпирического метода познания.
Обратите внимание на то, что принцип методического с
о-
мнения
становится отправной точкой в размышлениях
Р. Декарта
о «новой» дедукции как методе научного познания. Подумайте,
почему это так? Безусловной и достоверно существующей реаль-
ностью для Декарта является мыслящий субъект, «мыслящее
«Я». Поясните, почему?