62
Обращаясь к учебной литературе, рассмотрите, как Декарту
удается объяснить процесс познания и возможность достоверного
знания. Какую роль в процессе познания играют «врожденные
идеи»? Что философ относит к «врожденным идеям»? В чем со-
стоит значение рациональной интуиции? Поясните, как связаны
рациональная интуиция и дедукция. Все выше обозначенное от-
носится к внутренним основам метода Декарта. В качестве внеш-
них требований выступают четыре «правила для руководства
ума». Рассмотрите каждое из них. Поясните, как они связаны
друг с другом.
Как вы думаете, в чем состоит суть декартовского рациона-
лизма; без чего этот рационализм не смог обойтись?
2.
Важное место в философии Декарта занимает учение о
двух субстанциях (субстанции мыслящей и протяженной). Поче-
му философ выделяет именно две субстанции? С какой пробле-
мой он при этом сталкивается? Как это представление о двух суб-
станциях (дуализм) отразилось на понимании человека, взаимо-
связи его тела и души (психофизическая проблема)? Какие след-
ствия вытекают из подобного (картезианского) представления о
человеке? Имеет ли место в современном медицинском знание
данное представление?
Определите сильные и слабые стороны эмпиризма и рацио-
нализма, исходя из рассмотренных позиций Ф.Бэкона и Р. Декар-
та.
П
РОБЛЕМНЫЕ ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Объясните, с чем связана необходимость обращения к идеи
Бога в гносеологической модели рационализма Р. Декарта?
2. В чем состоит принцип универсального сомнения?
3. Чем позиция Р. Декарта: «Cogito ergo sum» отличается от по-
зиции Аврелия Августина: «Я обманываюсь, следовательно,
я существую»?
4. Как Вы считаете, какую идею развивает Декарт в следующем
положении: «Человеческая душа… основные свои функ-
ции… выполняет в мозгу. При посредстве мозга она не толь-
ко постигает и воображает, но и ощущает; последнее проис-