Стр. 60 - 2

Упрощенная HTML-версия

60
Средневековья? Что нового появляется в понимании сущности и
цели самого процесса познания, о котором говорит теперь фило-
софия?
Поясните, почему благодаря науке, ее достижениям можно
было утверждать превосходство над предшествующими эпохами
и с оптимизмом смотреть в будущее. Обратите внимание, именно
идея взаимосвязи развития науки, человека и общества нашла
свое полное выражении в известном культурном течении Нового
времени – Просвещении.
Новоевропейская наука нуждалась в разработке новых основ,
включая проблему метода получения
нового
достоверного зна-
ния, поскольку обогащаться наука «может только знаниями, а
сильной она может стать только когда ее знания полезны, прило-
жимы, действительны» (К. Фишер). Вспомним, что силлогистика,
характерная для «схоластической учености» не разрешала про-
блемы получения нового знания: «в логике ее силлогизмы и
большая часть ее наставлений скорее помогают объяснить… то,
что нам уже известно…, или рассуждать о том, чего не знаешь,
вместо того, чтобы изучать это» (Р. Декарт).
Таким образом, философия получает «новый импульс» к пе-
ременам. Вступая в Новое время в союз с наукой, философия
смещает свои интересы в область методологии научного позна-
ния и разработки субъектно-объектной парадигмы научного
мышления. Обращаясь к учебному материалу, поясните, почему
именно субъектно-объектная парадигма легла в основу науки Но-
вого времени; в чем состоит ее суть (См.: Шаповалов В.Ф. Осно-
вы философии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. –
М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 203-206.)?
2.
Эмпиризм в Новое время преимущественно развивается в
Англии, опираясь на традицию номинализма. Ф. Бэкон (1561-
1627) считается родоначальником английского эмпиризма. Пояс-
ните, в чем состоит сущность эмпиризма. Назовите причины, по
которым Бэкон отказывается от чистой дедукции (характерна для
средневековой схоластики) как метода познания.
Логика познания, по мысли Ф. Бэкона, должна исходит «не
только из природы ума, но и из природы вещей», поэтому под-
линное понимание природы возможно лишь через практическое
соприкосновение с ней. Отсюда метод, который разрабатывает