Стр. 51 - 2

Упрощенная HTML-версия

51
Как объяснить, что индивидуальное «Я» оказалось сопоста-
вимо с неповторимой Вселенной, и индивид оказался «огромен
как мир и бессмертен как мир» (Л.М. Баткин)?
Можно говорить о том, что человек Возрождения ищет не
спасения от мира, а стремится к активному самоутверждению и
полному самовыражению в нем, поэтому деятельность приобре-
тает свою ценность и значимость. Поясните, почему высоко оце-
нивалась именно художественное творчество, которое было тесно
связано с философией, и почему оно оценивалось порой как
«особая наука» (для Леонардо живопись – это наука, причем пер-
вая среди прочих).
Формируется и новое отношение к миру, прежде всего, к
окружающему человека миру природы. Последняя буквально
«открывается» в своей красоте, гармонии и совершенстве, а од-
ним из способов такого открытия становится искусство. Эстети-
ческое восприятие природы выразилось и в том, что разрешение
астрономических задач должно было удовлетворять эстетиче-
ским требованиям. Для Коперника занятие астрономией есть
изу-
чение красоты и совершенства неба
, этого «видимого бога».
Познание природы понимаетсч как единство чувственного
(что побуждает к собственной деятельности ум человека), рацио-
нального и эстетического. Природная вещь, явление должны
быть преобразованы человеческим искусством (связанным с ма-
тематикой и геометрией). Тогда в них проступят универсальные
формы, законы, производящее ее начало, которые
способен изме-
рить
человек с помощью ума. Познание обнаруживает себя как
своеобразная творческая деятельность разума (подобие творящей
божественной силы) способного создать/конструировать приро-
ду. Как позже скажет Г. Галилей: «То, что дает нам одно только
чувство зрения, представляет собой как бы ничто по сравнению с
чудесами, открытыми на небе разумом понимающих людей».
Природа для мыслителей Возрождения не есть нечто за-
стывшее, завершенное в своем творении. Н. Кузанский говорил о
том, что процессуальность, творческая мощь присуща тварному
миру; его вечное становление делает его подобным миру боже-
ственному. Понимая Бога как Единое, а мир как многое, Бог есть
потенциальный мир, а мир – актуально представленный Бог. По-