Стр. 50 - 2

Упрощенная HTML-версия

50
М
ЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
1.
Прежде всего, обратите внимание на то, что в эпоху Воз-
рождения трансформируются фундаментальные представления о
Боге, о человеке и его возможностях, о мире, характерные для
средневековой философской мысли.
Что, главным образом, понимают под Возрождением? Рас-
смотрите причины появления этого феномена в Италии в конце
XIV в. (социально-экономические, политические, культурные и
мировоззренческие).
Поясните, чем был вызван возросший в этот период интерес
к историческому прошлому, к древности, которую воплощала со-
бой эпоха античности. В чем состояла особенность восприятия
наследия Античности? Подумайте, являются ли перечисленные
идеи и настроения результатом своеобразного синтеза двух тра-
диций – христианства и античности: идея практического индиви-
дуализма и понимание собственной жизни как некоторого пред-
назначения; поиск «живой веры» или «религии души»; универса-
лизм; эстетическое отношение к человеку и миру; появление
светской культуры и возникновение многочисленных Академий?
Почему многие представители эпохи Возрождения говорили
о ней как об абсолютно
новой
, с чем связана эта новизна? Важно,
что в
новом
мире человек помнит и о Боге, не исключает его, не
выносит «за» границу мира. Это нашло свое выражение в панте-
изме Ренессанса, преодолевающим средневековый дуализм
небесного и земного: «любое» существует в «любом» и все суще-
ствует во всем – тождество абсолютного максимума и абсолют-
ного минимума (Н. Кузанский).
2.
Можно ли говорить о том, что возрожденческий гуманизм
– это «свободомыслящее сознание и светский индивидуализм»
(А.Ф. Лосев), связанный с «практикой» человека? Почему? Пояс-
ните, в чем состоит отличие понимания человека (его сущности,
способностей и смысла жизни) гуманистами Возрождения от
христианских мыслителей. Как стали понимать индивидуаль-
ность? Почему она обретает ценность? (См.: Шаповалов В.Ф. Ос-
новы философии. От классики к современности/ В.Ф. Шаповалов
– М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. С. 180-182).