Стр. 52 - 2

Упрощенная HTML-версия

52
думайте, какие возможности открываются перед человеком бла-
годаря такому пониманию природы и процесса ее познания?
П
РОБЛЕМНЫЕ ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Почему в период Ренессанса стало возможным открытие «эс-
тетики природы»?
2. Раскройте смысл понятия «титанизм ренессансной лично-
сти». Можно ли говорить об «обратной стороне титанизма» и
почему?
3. Как Вы считаете, значимо ли сегодня наследие духовно-
интеллектуального опыта Ренессанса?
4. Поясните, чем было вызвано особое отношение к диалогу
(диалогичность как выражение гуманности человека) в среде
мыслителей-гуманистов. Так М. Фичино говорил о том, что:
«... некая естественная диалектика, то есть искусство рассуж-
дать,... прирождена людям изначально... . И любая человече-
ская речь, и всякое жизненное действие и побуждение есть
ничто иное, как некое аргументирование... . Эта рациональ-
ная способность не менее естественная для человека, чем по-
лет для птицы и лай для собаки».
5. Как бы Вы прокомментировали следующее высказывание
Пико делла Мирандолы : «Не даем мы тебе, о Адам, ни опре-
деленного места, ни собственного образа, ни особой обязан-
ности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по соб-
ственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению.
Ты, не стесненный никакими пределами, определишь свой
образ по своему решению, во власть которого я тебя предо-
ставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе бы-
ло удобнее обозревать все, что есть в мире». О каком Адаме
идет речь? Как раскрывается в этом высказывании идея о
том, что человек есть творец самого себя?
6. Можно ли согласиться с Леонардо в том, что живопись явля-
ется не только искусством, но и наукой?
7. Что гуманисты понимали под «человеческим»?