Стр. 43 - 2

Упрощенная HTML-версия

43
2.
Поясните, почему можно говорить о том, что XIII век – это
«великое время» схоластики? Почему схоласты в это время начи-
нают размышлять о «царстве природы», каково их отношение к
нему? Как относится церковь к наследию Аристотеля в это время;
чем объяснить популярность работ античного философа?
Назовите задачи, стоявшие перед Фомой Аквинским как хри-
стианским мыслителем данного периода схоластики, разрешение
которых позволили ему создать завершенную систему христиан-
ского аристотелизма. Как относится Фома к идеям Аристотеля?
Рассматривая систему Аквината, обратите внимание на то, что он
говорит о соотношении веры и разума; какую позицию занимает
Фома в споре об универсалиях. Поясните утверждение о боже-
ственной природе таких способностей человека как чувственное
восприятие и мышление. Чем выступает мышление по отноше-
нию к разумной душе человека. Каково значение мышления в
процессе познания?
Что говорит Аквинат о
познании божественного
через изу-
чение сотворенного Богом
мира
? Каким предстает мир у Фомы?
Связывает ли Аквинат путь истинного познания с познанием
форм (отдельных вещей), созданных Богом? Если связывает, то
как?
3.
Реакцией на учение Аквината (томизм) становится его кри-
тика и постепенное утверждение номинализма в XIV – XV вв.
Наиболее ярким критиком томизма был Ионанн Дунс Скотт. Он
утверждает «двойственность истины», непреодолимую разницу
философии и теологии и в предмете, и в методе. Какие аргументы
использует Скотта, доказывая правоту своей позиции?
Усиление позиций номинализма во многом было связано с
зарождением «экспериментального естествознания», главным
образом, в Оксфордском университете, из стен которого выходит
и Уильям Оккам. Что он говорит о возможностях рационального
познании? Как он определяет предмет истинного знания? Обра-
щаясь к учебной литературе, рассмотрите позицию именуемую
«бритвой Оккама». Поясните, как данный принцип связан с эм-
пирическим естественнонаучным познанием.