44
П
РОБЛЕМНЫЕ ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Как можно прокомментировать утверждение о том, что фи-
лософия в эпоху средневековья была «спасена религией»?
2. В чем состоит философский смысл спора об универсалиях
между реалистами и номиналистами?
3. Какие догматы христианской веры лежат в основе христиан-
ской антропологии?
4. Как бы Вы смогли прокомментировать следующее суждение
Августина: «Я ошибаюсь (заблуждаюсь, обманываю себя),
следовательно, существую».
5. «Люби и тогда делай что хочешь!» – каков смысл этого
утверждения Августина?
6. В чем состоит сущность метода экзегетики?
7. Как Вы считаете, удалось ли Аквинату гармонизировать веру
и разум?
8. Каково значение схоластики, особенно поздней схоластики,
для последующего формирования и развития научного миро-
воззрения?
9. Можно ли согласиться с мыслью Климента Александрийско-
го о том, что «эллинская философия» вела человечество к
христианству, хотя и окольным путем?
10. Чем понимание человека в средневековье отличается от по-
нимания человека в античности?
11. Как вы считаете, почему путь познания Бога может быть от-
рицательным, апофатическим?
12. Можно ли согласиться с Р. Транасом в его оценке Августина
как самого «современного из всех древних» и одновременно
«самого средневекового из всех древних»? Ответ обоснуйте.
13. Почему «Исповедь» Аврелия Августина можно принять как
обоснование «метафизики «душевных глубин»»?
14. По каким ступеням на пути к схоластической учености дол-
жен был «подняться» ученик?
15. Почему философская позиция В. Оккама может рассматри-
ваться как «эпилог» средневековой схоластической учено-
сти?