42
тафизический, моральный и физический) – рассмотрите каждый
из них. Почему и как Августин связывает проблему причины зла
и свободы воли человека? В чем, по мысли Августина, состоит
подлинная свобода и почему именно вера есть «высший акта во-
ли»?
С проблемой «внутреннего человека» связаны размышления
о времени. Реальность времени раскрывается через духовный мир
человека и не является некоторой объективностью. Поясните
идею Августина о том, что «время принадлежит душе», «время
есть протяженность души». Обратите внимание, как раскрывает-
ся сущность прошлого – настоящего – будущего.
Семинарское занятие № 2
1.
Следующим этапом развития средневековой философии
является период схоластики («средневековой учености»). Укажи-
те хронологические рамки данного периода в целом. Назовите
главную цель и задачи схоластики. Что лежало в основе «иссле-
довательской программы» схоластики? Обратите внимание на то,
что в это время «учение церкви определяет
, во что
следует ве-
рить,…
почему
предмет веры истинен» (К. Фишер), а сама схола-
стика была тесно связана с системой образования средневековой
Европы (университетами). Как вы можете пояснить движущий
принцип схоластики: «Верую, чтобы познать»?
Укажите хронологические рамки этапов развития схоласти-
ки, имена наиболее ярких представителей и круг проблем, харак-
терный для каждого из них. Обратите внимание на то, что раз-
личные этапы развития схоластики представляют собой разреше-
ние разными способами проблемы согласования веры (признание
авторитета Священного Писания и святых Отцов церкви) и разу-
ма/свободного мышления.
Одной из центральных проблем схоластики стала проблема
универсалий
. Обращаясь к учебной литературе, рассмотрите сущ-
ность этой проблемы; охарактеризуйте позиции номинализма, ре-
ализма и концептуализма (Пьер Абеляр) в разрешении спора об
универсалиях. Обратите внимание на значение античного насле-
дия (идеи Платона, Аристотеля).