Стр. 27 - 2

Упрощенная HTML-версия

27
ра: «Человек есть мера всех вещей: существующих в том, что они
существуют, и несуществующих в том, что они не существуют».
Как это изречение объясняет скептицизм софистов и их утвер-
ждение об относительности и морали, и права?
Как и софисты, Сократ полагал, что философы не должны за-
ниматься исследованием природы. Однако, позиция Сократа ан-
тисофистична.
Необходимо помнить, что Сократ, рассматривая основания
поступков людей, выделяет в качестве определяющих не внеш-
ние причины, не объективные обстоятельства, а
знание должно-
го
. Человек, обладающий этим знанием, обладает добродетелью
(арете). Последнее носит не только этический, но и гносеологи-
ческий характер: выступает эквивалентом «знания» как знания
общего, которое Сократ отличает от мнения как частного и субъ-
ективного рассмотрения. Кроме того, Сократ переводит всю мо-
ральную проблематику, которую относили до него к проблемам
внутренним и психологическим в сферу онтологии.
Таким образом, сократовская проблема есть проблема гене-
зиса познания: сократовская мысль направлена не на что иное как
на происхождение познания, переход из состояния незнания к со-
стоянию знания. Чем эта позиция отличается от позиции софи-
стов?
Проблема достижения человеком знания «всеобщего блага»
связана с представлениями Сократа о душе. Рассмотрите, как Со-
крат понимает, что такое душа, как соотносится душа и тело, ка-
кова роль души в процессе познания. Поясните, почему познание
общего (Истинное знание, Благо) связано с «познанием самого
себя» (самопознание). Рассмотрите выделенные Сократом добро-
детели (самообладание, храбрость (мужество) и справедливость)
и охарактеризуйте каждую из них.
4.
Методом, ведущим к познания Блага для Сократа является
диалог. Если у софистов постоянное противоречие человеческих
мнений имеет значение критерия невозможности знания, то у Со-
крата – созданное из противоречий мнение единого согласован-
ного воззрения есть критерий его возможности. Потому обрести
истину можно только в общении с людьми, в живом разговоре, в
совместном диалогическом мышлении. Диалог (вопросно – от-
ветный метод) включает в себя определенные приемы общения,