Стр. 26 - 2

Упрощенная HTML-версия

26
здесь не умозрительные антиподы друг друга: атомы – бытие, а
пустота (небытие) – условие всех процессов в мире. Согласно
учению Демокрита из Абдер, атомы (а не некое единственное
первоначало), движущиеся в пустоте – вот, что подлинно суще-
ствует и определяет существование всего многообразия и станов-
ления. «Атомы бесконечны по величине и числу, они движутся
во вселенной, вращаясь, и таким образом образуют все сложные
тела». Хотя модель Демокрита выглядит достаточно материали-
стической, отметим, что, принимая тезис Парменида о недосто-
верности чувственного знания,
Демокрит признавал лишь умо-
зрительный путь познания.
Определите, в чем состоит суть ато-
мизма и объясните, почему учение Демокрита, являясь «авангар-
дом греческой мысли», завершает собой поиски первых грече-
ских философов?
Таким образом, первый период развития греческой мысли –
натурфилософский, был связан с космологической проблемати-
кой: проблема первоосновы всех вещей, проблема миропоряд-
ка/первопринципа и проблема мирового процесса (генезиса ве-
щей).
3.
Софисты («учителя мудрости») впервые обращают свое
внимание на человека как члена сообщества. Перечислите основ-
ные философские проблемы, которые получают в связи с этим
свою актуальность. Поясните, в чем состоит принципиальное от-
личие позиции софистов от позиции натурфилософов?
Обратите внимание на то, что причины данного изменения, с
одной стороны, связаны с изменениями в политической и духов-
ной жизни Афин; с другой – вытекают из ситуации многообразия
философских позиций первых греческих философов. Необходимо
подробно рассмотреть эти причины и объяснить, почему софисты
и их учение становится популярным в данный период (IV в. до
н.э.)? Почему софистов, по праву, именуют греческими «просве-
тителями» и интеллектуалами?
Учитывая интерес софистов к человеку, укажите, как софи-
сты, в частности – Протагор, понимает разум, его значение в
жизни человека. Как при этом понимается взаимосвязь между
миром, всем существующим в нем и разумом человека? Меняется
ли в этом случае понимание знания, чем оно оказалось обуслов-
лено? В связи с этим, поясните известное высказывание Протаго-