Стр. 25 - 2

Упрощенная HTML-версия

25
Парменид разводит
реально существующее
, данное в потоке
чувственных ощущений, и
мысль о существовании как таковом
,
о бытии. Обращаясь к учебной литературе, рассмотрите такие ха-
рактеристики бытия как неподвижность и совершенность, пояс-
ните их. Понятие истинного бытия для него связано с истинным и
доказательным мышлением, которое не зависит и не связано с
субъективностью, изменчивостью и временностью. Путь к истине
– созерцание собственным разумом единства в многообразии. Так
раскрывается сверхчувственная метафизическая природа мысли,
которая осуществляются лишь в единстве с Истиной. Об этом го-
ворил Гераклит: «Выслушав не мою, но эту – вот Речь (Логос),
должно признать: мудрость в том, чтобы знать все как одно»; об
этом говорил Парменид: «Одно и то же – мышление и то, о чем
мысль». Обратите внимание на то, что утверждая данное тожде-
ство, Парменид подводит нас к тому, что небытия не существует;
мысль о существовании небытия – неистинна для философа. По-
ясните данную идею.
Рассматривая позицию Гераклита, обратите внимание на ее
диалектичность
. Что утверждает Гераклит о мире? Каково под-
линное состояние мира (
вечно живой
огонь –
образ, с помощью
которого философ описывает это сотояние
)
? Что такое Логос и
как он связан с существующим миром, его состоянием?
Сравните позицию Гераклита и Парменида на порядок вещей
в мире: насколько они противоречат друг другу, в чем состоит
отличие? Обратите внимание на то, что Парменид доказывает
ло-
гическую
невозможность движения, впервые утверждает
законы
мышления (один из них – запрещение противоречий. На законах
мышления основаны и известные апории Зенона, опровергающие
возможность мыслить движение, а значит, ставить под вопрос ис-
тинность последнего).
К третьему поколению относят Эмпедокла, Анаксагора, Лев-
кипа, Демокрита. Представители этого поколения разработали
модель, которая включала в себя как истинность изменений, так и
реальность неизменного, всеобщего; разрешили проблему соот-
ношения бытия и небытия (существование последнего логически
отрицалось элиатами), своеобразно «примирив» логическое и
конкретно-чувственное, Демокрит с очевидностью показал, что
явление есть видение невидимого
. Категории бытия и небытия