Стр. 24 - 2

Упрощенная HTML-версия

24
Важно отметить, что в этих поисках первые философы обра-
щают свой взор на мир природы не случайно. Дело в том, что по-
следний символизировал неистребимость жизни, скрыто присут-
ствующий залог вечного существования для всего, в том числе и
для человека.
2.
Каковы первые философские представления греческих фи-
лософов? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо
рассмотреть идеи трех поколений философов-досократиков (VI –
V вв. до н.э). Хотя этих философов и называют «натуралистами»,
главный их способ постижения природы – путь рационального
логического мышления, которое непосредственно не было привя-
зано к чувственным впечатлениям. Само понятие природы вклю-
чало в себя понимание мира как «самодвижущегося» гармонично
устроенного Целого. Подумайте, дает ли это нам право называть
их философами? Почему?
Так называемое «первое поколение» представлено Милет-
ской школой (ионийцами) – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.
Центральной проблемой стал поиск первоначала всего сущего,
источника единства в разнообразии, который остается постоян-
ным/вечным и неизменным элементом во всех изменениях. Пер-
воначало, которое бы объясняло становление вещей в мире и за-
кон их существования. Поясните, почему можно согласиться с
тем, что и
вода, и воздух (эфир), и апейрон
могут выступать в ка-
честве первоначала Чем вызвано такое различное понимание пер-
воначала? Почему можно говорить о том, что
апейрон
– это пер-
вое философское понятие?
Второе поколение философов – Гераклит Эфесский и Парме-
нид Элейский (основатель школы элеатов). Если в основе мира
лежит неизменная первооснова (архэ), то как можно понять из-
менения, существующие в мире; обладают ли эти изменения под-
линностью или нет? Иначе говоря, если первое поколение при-
знает движение как существенную черту всего существующего,
то второе поколение критически осмысливает измене-
ние/всеобщий динамизм, присущий природе и ставит проблему
истинного познания изменяющегося, находящегося в постоянном
движении мира (каков путь к познанию Итины). Так впервые
предметом размышления стала сама мысль, процесс мышления
как путь к Истине.