23
падная философия от истоков до наших дней. Античность и
Средневековье/ перевод С.А. Мальцевой. – СПб.: Пневма, 2001.
С. 5-12).
Полис территориально и по числу населения представляет
тесно связанное внутри себя сообщество, немногочисленную
гражданскую общину. Поясните, какими географическими осо-
бенностями Греции это обусловлено. Полисная организация не-
мыслима без своего
гражданина.
Назовите условия, при которых
Человек мог являться гражданином. Перечислите его права и
обязанности в качестве гражданина полиса. Обратите внимание
на то, что участие в жизни полиса проявлялось и в обсуждении
законов, насущных проблем совместной полисной жизни. Сам
полис символизировал общество, управляемое законами, которые
признает и которым подчиняется каждый гражданин. В таком
свободном сообществе норма – открытое для всех граждан и ра-
зумное (рациональное) обсуждение, аргументированное выска-
зывание. Подумайте, можно ли говорить о влиянии подобного
характера участия граждан в жизни полиса, отношения к полис-
ным законам, на формирование определенной «культуры мышле-
ния», имеющей значения для становления философского мышле-
ния?
Отношение к человеку как микрокосму, связанного с макро-
космом поясняет, почему ценность Отечества, общего для всех,
не отрицала ценности и значения для судьбы полиса отдельно
взятого гражданина. Поясните особенность взаимосвязи «микро-
косм» – «макрокосм». Обратите внимание на то, что для эллина –
быть гражданином значило быть человеком. Это предполагало
следовать определенной роли, исполнять свой
долг
в данном со-
обществе. Значимость и ценность общего закона, его регулиру-
ющая и управляющая функции в полисной жизни, а также идея
«включенности» человека в этот общий гармоничный строй (по-
лис) найдут свое отражение в философских поисках первоосновы
мира (субстанциального начала бытия). Как вы думаете, как мог-
ло повлиять на «стиль» мышления, обусловило ли стремление
поиска единого верховного Принципа, признание греками (в со-
циально-политической и духовной жизни) управляющего перво-
начала, которому причастен и человек (причастен его дух, его ра-
зум)?