Стр. 28 - 2

Упрощенная HTML-версия

28
имеет своеобразную структуру: ирония и майэвтика. Рассмотрите
и поясните значение каждого из них. Одним из «элементов» со-
кратовского метода так же является тезис: «Я знаю, что ничего не
знаю» или осознание собственного «знания о незнании». Прояс-
ните особенность диалога как метода философского познания и
его отличие от методов познания/убеждения, которые использо-
вали софисты. Каково значение «знания о незнании» в процессе
познания.
Семинарское занятие № 2
1.
Рассматривая философию Платона, нужно отметить, что
философ принимает идею Сократа о возможности истинного зна-
ния и сократовоское понимание души и учение о методе позна-
ния. При этом Платон ставит вопрос о том, что подлинно суще-
ствует, какова истинная природа вещей. Платон обращает внима-
ние не на чувственно воспринимаемую данность вещи, а на ее
интеллигибельно постигаемую
идею (неизменную сущность),
ко-
торая является общезначимой, «предписанной абсолютным обра-
зом», потому ничем не обусловлена (ни временем, ни простран-
ством, ни материей, ни субъективной позицией человека). Этот
мир сверхчувственных идей – идеальный мир, «Гиперурания».
Обращаясь к теории идей, объясните, чем позиция Платона отли-
чается от позиции досократиков. Поясните значения понятия
«идея»; как соотносятся друг с другом вещь и идея?
Мир идей структурирован, иерархически организован, все
идеи взаимосвязаны, а венчает этот мир идея Блага. Поясните,
что такое идея Блага? Обратите внимание на то, что Платон зано-
во определяет понятие Единого: для него Единое не есть то, что
исключает множественность, Единого нет без многого и наобо-
рот.
Созданная Платоном теория идей определила собой и теорию
познания (метафорически данную в так называемом «мифе о пе-
щере»). Органы чувств не дают возможность познания истинной
сущности вещи. Познание, чистое знание связывается с душой.
Душа вспоминает, «припоминает» (
анамнезис
) то знание, которое
существуют в ней в неявном, скрытом виде. Это «припоминание»
отчасти инициируется и чувственным опытом, но не определяет