220
как «божественная благодать»? В чем состоит ограниченность
средневековой медицины? Можно ли говорить о положительных
чертах средневековой медицины?
Новое время – время становления медицины как научного
знания. В основу медицины был положен картезианский принцип
рациональности, на котором была основана классическая запад-
ная парадигма медицины, а так же механическая картина мира.
Как последняя обусловила понимание человека, причин его бо-
лезней? Как понимается цель деятельности врача? Определите
положительные и отрицательные стороны классического меди-
цинского знания.
Постнеклассический тип рациональности и многие револю-
ционные открытия современной науки привели к пониманию
сложности в организации всех живых систем (как открытых си-
стем), в частности – человека, его организма. (См.: Хрусталев
Ю.М. Философия/ Ю.М. Хрусталев. – М.: ГЭОТАР – Медиа,
2005. С. 567-569 Философия медицины/ под ред. Ю.Л. Шевченко.
– М.: ГЭОТАР – МЕД, 2004. С. 428-432).
Подумайте, какие возможности открываются перед медициной
принципы и идеи постнеклассической рациональности? Можно ли
говорить о том, что в современной медицине наметился поворот к
целостности, к холизму в понимании человека и его организма?
2.
Поясните, каково значение для понимания медицинского
знания понятия «парадигма»? Выделяют следующие медицин-
ские парадигмы: аллопатическая, гомеопатическая, восточная
(китайская, тибетская, аюрведическая), биоэнергоинформацион-
ная. Выявите слабые и сильные стороны каждой из парадигм. Как
раскрывается взаимосвязь духа и тела в этих парадигмах? В чем
особенности холистической модели лечения, к которой относятся
гомеопатия, натуропатия, восточная медицина? Подумайте, чем
объясняется достаточно прочное положение аллопатической па-
радигмы среди других парадигм?
П
РОБЛЕМНЫЕ ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Что меняется в медицинском знании в условиях смены фило-
софско-методологических ориентиров: от классического ра-