219
тельность. В отношении медицины философия раскрывает и
обосновывает те или иные методологические и ценностно-
нормативные основания медицинского знания. Подумайте, какие
философские принципы, идеи философской антропологии, гно-
сеологии и онтологии имеют значение для медицинского знания?
Можно ли согласиться с Гиппократом в том, что «врач-философ
равен Богу»? Подумайте, какие проблемы медицинского знания
носят философский характер (речь идет о проблемах, связанных с
процессом познания в медицине)? Что такое «клиническое мыш-
ление», в чем его особенность. Есть ли нечто общее между кли-
ническим и философским мышлением?
Более того, и философия, и медицина имеют общий «объект»
познания – человека. Сравните, как понимается человек и его те-
ло в медицине и философии. Есть ли принципиальные различия в
понимании человека, чем можно объяснить это различие? (См.:
Хрусталев Ю.М. Философия/ Ю.М. Хрусталев. – М.: ГЭОТАР –
Медиа, 2005. С. 539-551; 555-561).
Мировоззренческий характер философии обуславливает по-
нимание мира в целом и связанное с этим понимание человека,
сущности здоровья и болезни. Таким образом, философия рас-
крывает и проясняет предельные основания теоретической и
практической медицины.
«Космоцентрическое» или «натурфилософское» мировоззре-
ние лежало в основе первых систем медицинского знания (меди-
цина древнего Китая, Греции, практика аюрведического знания).
Поясните, как отражаются в указанных системах медицинского
знания следующие идеи: идея микрокосма – макрокосма, идея
гармонии\порядка – хаоса, идея первоэлементов (в китайской
традиции – идея 5 элементов – дерево, огонь, земля, металл, вода;
в Аюрведе первоначалами выступают – ветер, огонь, вода и
эфир). Как эти идеи связаны с пониманием природы здоровья и
болезни человека, с пониманием причин заболеваний и целей
врачевания. Актуальны ли для современной медицины эти идеи?
Для христианского мировоззрения болезнь и здоровье чело-
века связаны с особым пониманием отношений между человеком
и Богом. Вспомните, как в Средневековье понимается человек,
его место в мире. Можно ли понимать болезнь, в контексте дан-
ного мировоззрения, только как наказание? Что значит здоровье