Стр. 211 - 2

Упрощенная HTML-версия

211
но ли согласиться с «социальной детерминацией» научного по-
знания в целом и медицинского – в частности?
2.
Признание динамической структуры научного знания при-
вело к выделению периодов интенсивного роста знаний, связан-
ного с коренной перестройкой философских и методологических
оснований науки и формированию новых стратегий познаватель-
ной деятельности. Речь идет о таком явлении, как научная рево-
люция. В истории науки выделяют четыре фундаментальных
научных революции. Результатом каждой из революций является
появления того или иного типа науки: классическая наука, дис-
циплинарно организованная наука, неклассическая наука, пост-
неклассическая наука. Важно, что научные революции приводят
не только к смене типов науки, но и к смене типов научной раци-
ональности, Поясните, как связаны друг с другом тип научной
рациональности и тип науки.
На основе учебного материала рассмотрите причины каждой
из революций, а так же основные характеристики каждого типа
науки. Поясните, чем неклассическая наука отличается от пост-
неклассической; чем вызвано признание субъективности научно-
го знания в рамках постнеклассческой науки. Подумайте, с чем
связаны следующие проблемы, которые ставит постнеклассиче-
ская наука: необходимость и обоснование междисциплинарного
подхода в изучении – синтез когнитивных практик; проблема
междисциплинарного языка науки, взаимосвязь научного и вне-
научного знания.
П
РОБЛЕМНЫЕ ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Каково значение философии, философского мировоззрения
для науки?
2. Насколько правомерно говорить об абсолютной и относи-
тельной истине в отношении познавательной деятельности
вообще и научного познания в частности?
3. Как бы Вы прокомментировали знаменитый тезис Протагора:
«Человек есть мера всем вещам – существованию существу-
ющих и несуществованию несуществующих» в соответствии
с принципами постнеклассического типа рациональности.