210
накоплением (
кумулятивность
знания
)
. Подумайте, каковы по-
ложительные моменты данной концепции.
Однако история реальной науки не сводится лишь к накопле-
нию знаний. Мы не можем отрицать эволюцию и изменение
структуры науки; процессы, связанные с переоценкой и критиче-
ским отбором разрабатываемых идей, гипотез и методов; проти-
востояние давно существующих общепринятых и новых гипотез
и теорий. Именно эти проблемы разрешает историко-
методологическая модель науки, которая принимает во внимание
динамичность структуры научного знания.
Первой такой концепцией стала концепция К. Поппера.
В чем особенность его понимания знания? Что является для него
выступает критерием роста знания и целью процесса развития
знания?
Т. Куна обратил внимание на то, что процесс развития науч-
ного знания представляет собой единство кумулятивных и рево-
люционных процессов в науке. Отличается ли эта позиция от по-
зиции К. Поппера? Что такое «научная парадигма», и как с по-
мощью данного понятия Кун объясняет специфику самого науч-
ного знания (с чем оно связано, что лежит в основе научного по-
знания, кто является «субъектом познания»). Какие периоды су-
ществования науки выделяет Кун? Что является причиной смены
парадигм в науке? Подумайте, отвечает ли концепция Куна факту
преемственности в науке?
Концепция Куна была подвергнута критике со стороны
И. Лакатоса. На какие особенности научного знания обратил
внимание И. Лакатос? Что объясняют в отношении специфики
научного знания такие понятия, как «научно-исследовательская
программа» и «жесткое ядро программы»? В чем состоит особен-
ность подхода П. Фейерабенда к проблеме роста научного зна-
ния? (См.: Философия/ под ред. В.П. Кохановского. – Р-на-Д.:
Феникс, 2004. С. 488-495; Философия: учебник/ под ред. В.Д. Гу-
бина, Т.Ю. Сидориной, – М.: Гардарики, 2008. С. 431-436; Фило-
софия: Учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Рази-
на. – М.: Академический Проспект, 2004. С. 634-652).
Подумайте, какие особенности научного знания были выяв-
лены благодаря историко-методологическим концепциям? Мож-