212
4. Как Вы считаете, имеет ли место деформация (искажение)
восприятия при научном подходе? Если – да, чем она может
быть обусловлена? Как в рамках классического типа рацио-
нальности преодолевалась (насколько это возможно) дефор-
мация восприятия?
5. Чем язык науки отличается от языка не-науки (например, от
языка метафизики, от языка искусства, от естественного языка)?
6. Можно ли согласиться с мыслью И.А. Ильина: «… только
настоящие ученые знают границы своего знания и понимают,
что истина есть их трудное задание и далекая цель… . насто-
ящий ученый, добиваясь максимальной доказательности и
точности, помнит, что полной достоверности у науки нет, что
нельзя переоценивать отвлеченные схемы и мертвые форму-
лы, верить в них, а не в живую, бесконечно глубокую и из-
менчивую действительность. Поэтому истинная ученость ча-
сто ведет к вере в Бога… ».
7. В свое время К. Поппер задался вопросом: «Поскольку чело-
век познающий – это всего лишь посторонний, который
строит догадки о мире, как тогда возможно, что его догадки
«срабатывают», оказываются истинными или удачными»?
Величие науки, по мнению К. Поппера, состоит в том, что
«благодаря удачному сочетанию строгости с изобретательно-
стью, оказывается, что в эмпирическом мире действует – хо-
тя бы временно – чисто человеческая концепция», то есть, в
основе величия человеческого разума и науки лежит
везение,
случайность
… Как бы Вы могли ответить на вопрос, постав-
ленный философом, и согласны ли Вы с его ответом?
8. Что такое преднаука? Чем преднаука отличается от науки?
Приведите пример преднаучного знания.
9. Как Вы думаете, почему на определенном этапе развития
науки именно естественные дисциплины, а не гуманитарные
стали олицетворять собой идеал научного знания?
10. Применимо ли понятие «абсолютной истины» для гумани-
тарного знания? Если – нет, на что ориентируется гумани-
тарное знание, что есть истина в рамках гуманитарного по-
знания?
11. Что такое паранаука, как она связана с наукой?