Стр. 207 - 2

Упрощенная HTML-версия

207
Позитивизм (30-40 гг. XIX в) оказался своеобразной
идеоло-
гией науки
, окончательно обосновавший и утвердивший науку в
качестве особой сферы мышления, связанной, прежде всего, с
фактом
и
законом
. Определите значение таких понятий, как
«факт» и «закон», поясните, как они связаны с достоверностью
научного знания и целями научного познания в целом. На чем
основана классификация наук? Какие науки в связи с этим выде-
ляют?
Подумайте, почему именно наука оказывается движущей си-
лой развития общества?
Назовите основные проблемы, стоящие перед философией
науки, и поясните их значение для понимания сущности научного
познания (см.: Философия: Учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В.
Миронова, А.В. Разина. – М.: Академический Проспект, 2004. С.
624-628; Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидо-
риной, – М.: Гардарики, 2008. С. 419-420).
2.
Чтобы понять, чем наука и научное знание отличается от
других форм познавательной деятельности необходимо обратить-
ся к таким характерным чертам/критериям научного знания, как
проблемность
предметность
системность
стремление к обоснованности
методологизм
стремление к объективности
общезначимость
Поясните каждую из указанных черт (см.: Философия/ под
ред. В.П. Кохановского. – Р-на-Д.: Феникс, 2004. С. 451-453; Фи-
лософия: учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, – М.:
Гардарики, 2008. С. 426-427). Подумайте, почему (исходя из рас-
сматриваемых критериев) научное знание может рассматриваться
как достоверное и претендовать на эталон знания? Какое знание
(естественно-математическое или гуманитарное) в большей сте-
пени соответствует отмеченным критериям и олицетворяет собой
научное знание как таковое? Поясните, в чем состоит специфика
гуманитарного знания (см.: Философия/ под ред. В.П. Коханов-
ского. – Р-на-Д.: Феникс, 2004. С. 432-441; 454-457; 502-503). Об-
ратите внимание на значение
понимания
в гуманитарном знании,