206
•
познакомиться с критериями демаркации науки и не-науки
•
познакомиться с основными этапами развития науки и опре-
делить их взаимосвязь с изменением стратегий научного ис-
следования
М
ЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Семинарское занятие № 1
1.
Наука как самостоятельный социально-культурный фено-
мен прошла определенный путь развития. Это позволяет гово-
рить о ее собственных основаниях, ценностях, структуре, законах
развития, о ее связи с различными видами познавательной дея-
тельности человека. Необходимо отметить, что наука становится
предметом философских размышлений в период Нового времени
и впоследствии постепенно превращается в одну из центральных
проблем философии, а затем оказывается предметом исследова-
ния специального раздела философии – философии науки.
Подумайте, что позволило науке укрепить свою позицию в
обществе и в европейской культуре (XVII – XVIII вв.) в целом и
вытеснить религию в качестве интеллектуального авторитета?
Благодаря чему человеческий разум и эмпирическое наблюдение
вытеснили теологическую доктрину и Священное Писание в ка-
честве главных источников познания мира? Что является главной
целью научного познания?
Обратите внимание на то, что в рамках научного познания
все представления, связанные с трансцендентной реальностью,
стали рассматриваться как нечто, выходящее за пределы компе-
тенции человеческого разума (так И. Кант, разрешая вопрос об
основаниях научного познания, противопоставил трансцендент-
ное трансцендентальному). Поясните, почему предметом науки
признается лишь то, что можно наблюдать, исчислять и контро-
лировать; все остальное же вызывает сомнение. В связи с этим,
подумайте, почему одной из главных и первостепенных проблем
науки стала проблема метода научного познания (Ф. Бэкон, Р.
Декарт).