197
можности познания меняются, а это значит, что истина носит
процессуальный и динамический характер, она не может быть
статична. Такой диалектический характер истины отражен в по-
нятиях абсолютной и относительной истины (рассмотрите со-
держание данных понятий). Поясните, как диалектически соче-
таются в истине абсолютность и относительность, конкретность и
абстрактность. Можно ли говорить о том, что относительная и
абсолютная истина – это разные уровни/формы истины?
Для современной теории познания, принимающей во внимание
динамический характер процесса познания, характерно именно
многоуровневое понимание истины вместо деления на истину аб-
солютную и относительную. Выделяют онтологический, логико-
семантический, ценностно-экзистенциальный и гносеологический
уровни. Рассмотрите данные уровни понимания, с чем связывается
истина на каждом из них (см.: Философия: Учебник/ под ред. Зото-
ва А.Ф., Миронова В.В., Разина А.В. – М.: Академический проект,
2004. С. 468-469; Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина,
Т.Ю. Сидориной, – М.: Гардарики, 2008. С. 415-418).
Кроме того, можно говорить о разных концепциях понима-
ния истины, каждая из которых указывает и раскрывает критерии
истинного знания. Так выделяют классическую (корреспондент-
скую) концепцию истины, прагматисткую концепцию, конвенци-
оналисткую и экзистенциалистскую концепции. Поясните, какие
критерии истины выделяются в каждой из концепций. Подумай-
те, какова связь между истинностью и полезностью знания,
насколько она неоднозначна? Почему практика, в конечном сче-
те, может выступать в качестве критерия истины? (см.: Алексеев
П.В., Панин А.В. Философия/П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.:
ПРОСПЕКТ, 2000. С. 355-371).
2.
Проблема соотношения веры и знания обсуждалась уже в
средневековой схоластической философии. Сегодня можно гово-
рить о вновь возникшем интересе к вопросу о связи «рациональ-
ной» (нерелигиозной) веры и знания. Л. Витгенштейн указал на
то, что вера обнаруживает себя не столько как причина субъек-
тивного заблуждения, чего-то недостоверного, сколько как скры-
тая основа самого знания. «Человек часто бывает околдован сло-
вом, – пишет Витгенштейн. – например, словом «знать»». Деми-
стификация выражения «я знаю…» обнаруживает на его месте «я