196
Подумайте, можно ли рассматривать «чувственность» и «ра-
циональное мышление» как абсолютно самостоятельные «спо-
собности» познающего человека? Вспомните, что по этому пово-
ду говорил И. Кант.
Рассмотрение феномена познания окажется неполным, если
не обратиться к интуитивному познанию, которое первое вклю-
чает в себя. Интуиция, не столько противостоит рациональному
познанию, сколько представляет особый тип мышления. Интуи-
ция гармонично сочетается с рациональным познанием, об этом
говорит и чувственная интуиция, и «рациональная интуиция»
(или интеллектуальная интуиция), без которой новоевропейский
рационализм (от Р. Декарта до Э. Гуссерля) просто не обходится.
Рассмотрите, как понимается интуитивное знание, каковы его ос-
новные черты (см: Философия/ под ред. В.П. Кохановский. –
Р-на-Д.: Феникс, 2004. С. 403-405; Алексеев П.В., Панин А.В.
Философия/ П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М.: ПРОСПЕКТ, 2000.
С. 317-336). Определите значение и роль интуиции в процессе
познания.
Семинарское занятие № 2
1.
Достижение истинного знания – главная цель познания.
Однако, как установить соответствие знаний, выражаемых в сим-
волической знаковой форме, физическим процессам, происходя-
щим в мире? Иначе, что позволяет быть нашему знанию объек-
тивным, соответствующим существующей реальности? Какое
знание мы можем называть истинным, каковы критерии этого
знания?
Прежде всего, истина противопоставляется заблуждению.
Определите содержание данных категорий (как каждая из них ха-
рактеризует знание), обратите внимание на соотношение заблуж-
дения, лжи и ошибки, а так же на различие истины и мнения. По-
думайте, почему Платон называет истинным знанием – знание о
вечных и неизменных идеях? Можно ли согласиться с позицией
Платона и почему?
Однако мир, который познается (главным образом наукой),
пребывает в состоянии становления и развивается, поэтому про-
цесс познания носит относительный характер. Условия и воз-