195
Сравните между собой перечисленные виды знания. Поду-
майте, связаны ли они друг с другом и как? Можно ли говорить о
том, что они дополняют друг друга или, напротив, они суще-
ствуют абсолютно независимо друг от друга? Поясните, как в
каждом из видов знания проявляются моменты опосредованного
и непосредственного, личностного и безличного, явного и неяв-
ного содержания.
Обратите внимание на то, что в рамках классического фун-
даментализма сложилось представление о том, что знание долж-
но строиться на твердых, достоверных и безошибочных основа-
ниях. Обращаясь к учебной литературе (см.: Философия: Учеб-
ник/ под ред. Зотова А.Ф., Миронова В.В., Разина А.В. – М.: Ака-
демический проект, 2004. С. 466-468; Философия: учебник/ под
ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, – М.: Гардарики, 2008. С. 406-
408), поясните каждую из указанных характеристик знания. Что в
данном случае выступает идеалом знания и почему?
3.
Выделение чувственного и рационального в познание (как
двух
форм познания
) обусловлено проблемой источников нашего
знания.
В чем состоит особенность чувственного восприятия (живого
созерцания)? Поясните, почему именно с чувственным восприя-
тием долгое время связывали возможность адекватного и объек-
тивного знания. Что сегодня говорит гносеология о специфике
чувственного познания?
К формам чувственного восприятия относят:
ощущения, вос-
приятие, представление
. Рассмотрите каждую из этих форм; по-
ясните, как в этих формах обнаруживает себя единство субъек-
тивного и объективного.
Рациональное познание можно определить, как познание су-
щественных свойств и связей реальности, лежащих за пределами
чувственно-перцептивного и эмоционально-аффективного опыта.
Рациональное познание это область деятельности мышления. Об-
ратите внимание на следующие уровни мышления: рассудок и
разум и назовите их функции в процессе рационального позна-
ния.
Понятие, суждение и умозаключение
являются формами
мышления. Что представляет собой каждая из этих форм? Каково
значение
понятия
для процесса познания? Поясните, как связаны
друг с другом указанные формы рационального познания.