193
проблемы онтологии. Каково сегодняшнее положение гносеоло-
гии?
Наряду с гносеологией выделяют такой раздел философского
знания, как
эпистемология.
Поясните, как связаны и чем отлича-
ются друг от друга два этих раздела философского знания; что на
сегодняшний день входит в круг проблем эпистемологии.
Назовите проблемы, которые рассматриваются в рамках тео-
рии познания. Подумайте, в чем состоит сложность изучения
проблем, связанных с процессом познания? Раскройте содержа-
ние основных понятий гносеологии: «знание», «познание», «ис-
тина», «субъект», «объект», «рациональное», «чувственное»,
«гностицизм», «агностицизм».
Важно, что одним из основных вопросов гносеологии являет-
ся вопрос: «Что такое познавательный процесс?», «Что значит
познавать?». В истории философии мы находим следующие отве-
ты на этот вопрос:
•
в Античности мышление было ориентировано на универ-
сальное и всеобщее, на обнаружение неизменной и статичной
сущности (вспомните, что знание в античности противопо-
ставлялось мнению, как частному, субъективному, опираю-
щемуся на чувства и потому изменчивому). Отсюда процесс
познания носил рационально созерцательный характер. Для
античного познания-созерцания характерна следующая уста-
новка – способность духа (разума) извлекать из массы инди-
видуальных единичных вещей общие моменты, не опираясь
на чувственные данные. Исходя из этого, главная цель теории
в античности состоит в понимании природы посредством тех
посылок, истинность которых постигается
интуитивно
.
•
в Новое время теоретическое научное мышление, как идеаль-
ный образец познавательного процесса, представляет собой
определенный вид действия по отношению к изучаемым
предметам (
классический тип рациональности
). Природа
рассматривается как некоторый механизм, выявить скрытые
пружины которого можно путем его разборки. Это обуслови-
ло внимание и значимость эксперимента в научном исследо-
вании.
Наука
символизирует
собой
«проективно-
конструктивное отношение к миру», где факты – это не то,
что описано, а то, что произведено/выявлено посредством