180
ной концепции. Объясните, как «закат Европы» связан с законо-
мерностью (стадиями) существования культуры.
А. Тойнби
. Идея линейного прогрессивного развития замене-
на историческими циклами существования цивилизации. Одно из
основных положений концепции А. Тойнби – идея «вызова-
ответа». Поясните, каким образом данная идея раскрывает при-
чины существования цивилизации. Определите значение «твор-
ческого меньшинства» в судьбе цивилизации.
В теории
П. Сорокина
раскрывается цикличность развития
не столько отдельных цивилизаций, сколько мировой истории в
целом как последовательно сменяющих друг друга культур –
идеациональной, идеалистической и чувственной. Рассмотрите
характеристики каждой из них и поясните, в чем видит кризис
культуры П. Сорокин.
В) Особенность концепции многолинейного развития
К.Ясперса состоит в синтезе двух моделей: всемирной истории и
истории «локальных цивилизаций». В основе этого синтеза лежит
идея «осевого времени». Обращаясь к учебной литературе, объ-
ясните, что такое «осевое время» и каково его значение для исто-
рии человечества. Рассмотрите схему мировой истории, предло-
женную К. Ясперсом и назовите некоторые черты современной
исторической эпохи.
Обращаясь к концепциям многовариантности исторического
процесса, определите его сильные и слабые стороны.
2.
Взгляд на «конец истории» носит как «пессимистический
характер» (Ф. Фукуяма: «Финал истории будет печальным пери-
одом –… будет царить экономический расчет, решение утили-
тарных технических проблем, удовлетворение требований потре-
бителей… наступит вековая скука»), так и «оптимистический» –
Н. Бердяев ««Эпоха конца есть не только эпоха разрушения, но
также и эпоха богочеловеческого творчества новой жизни и но-
вого мира». Обращаясь к учебной литературе (Философия: учеб-
ник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М.: Гардарики,
2008. С. 439-455), объясните, в чем состоит проблема «конца ис-
тории» или «финала истории» для Н. Бердяева, Ф. Фукуямы. Как
рассматривается данная проблема в рамках постмодернизма? По-
ясните, почему для современной исторической науки содержани-
ем реальной историей становится история отдельного человека, а