Стр. 179 - 2

Упрощенная HTML-версия

179
ную концепции) призваны раскрыть основания и цель истории, а
так же дать временную (концепции однолинейного развития,
главным образом прогрессистского характера) или временно-
пространственную (концепции «локальных цивилизаций») ин-
терпретацию исторического процесса.
Обращаясь к учебной литературе, рассмотрите и сравните
между собой следующие исторические концепции:
А
) Для
Г. Гегеля и К. Маркс
а история предстает единым
всемирным однонаправленным процессом развития. Укажите
причины и этапы развития истории в данных концепциях.
Вспомните, что такое общественно-историческая формация
(К. Маркса). Поясните следующие черты, которыми наделяется
исторический процесс в данных концепциях
универсальность механизмов развития человечества
европоцентризм
прогрессивный характер развития
Определите сильные и слабые стороны данных моделей ис-
тории
Б)
Понимание нелинейности исторического процесса вклю-
чает в себя идею цикличности развития (идея цикла) и теорию
«локальных цивилизаций». Здесь центральной «исторической
единицей» является «цивилизация». Именно с существованием
разнообразных (во времени и пространстве) цивилизаций (или ее
определенных типов) связано понимание истории как проявления
многообразия, эквивалентности и вариативности развития чело-
вечества в целом. Основные положения теории «локальных ци-
вилизаций» обозначены в концепции О. Шпенглера, А. Тойнби и
Н.Я. Данилевского (См.: Губин В.Д. Философия: Элементарный
курс: Учебное пособие/ В.Д. Губин. – М.: Гардарики, 2001.
С. 220-234; Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Си-
дориной. – М.: Гардарики, 2008. С. 600-607).
О. Шпенглер
.
Рассмотрите его понимание культуры как ис-
торической «единицы», а так же типологию и характеристику
культур в истории в связи с идеей «душа культуры». Сам Шпен-
глер выделяет аполлоническую, фаустовскую и магическую ду-
шу; каковы характерные черты каждой из них? Сравните их меж-
ду собой. Поясните соотношение культуры и цивилизации в дан-